Алкоголь в исламе

Алкоголь в исламе

Сегодня мы будем говорить  о том, что волнует наше общество в последнее время, на тему важную и нужную, об алкоголе (аль-хъамр). Запрет, на  которого был ниспослан в Священном Коране. Расскажем, в каких аятах говорится, что спиртное стало недозволенным, о вреде, который приносит это явление, по мере наших знаний который дал нам Всевышний. В Коране об алкоголе упоминается в четырех аятах.

После переселения из Мекки в Медину Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прожил там, около 10 лет, именно в этот период Всевышний Аллах ниспослал Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, завершающие руководства в Коране. Суры, которые были ниспосланы еще в Мекке, призывают к тому, что «нет бога кроме Аллаха, и что нужно поклоняться только ему», все Пророки призывали именно к этому (таухиду), поэтому эта часть называют «Къур1ану дагьуа» (Коран призыва).
Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Коран ниспосылался 23 года. А последние 10 лет, которые он провел в Медине,  ниспосылалась часть «Къур1ану ташригь» (Коран законоположения (шариата). Именно с этих мединских сур определилось что дозволено, а что нет, что является халяль, а что нет, через ниспослание Пророку да благословит его Аллах и приветствует этой завершающей части откровения. Что касается алкоголя, то о его запрете людям стало известно постепенно «битадридж», последовательно в три этапа. До ислама арабские племена были очень пристрастны к алкоголю. И из чего его делали видно в аяте ниспосланном еще в Мекке: Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих (16:67).

 

Cакаран означает пьянящий, дальше в аяте говорится: «еще и пища, чистая и вкусная». Человек, который знает арабский, поймет, что слово “و” в данном контексте разграничивает между предыдущим и последующими словами, и что это абсолютно разные понятия. С одной стороны означает дурманящий, опьяняющий, с другой стороны — это вкусная еда и благословенная пища.

 

Затем в Медине были ниспосланы аяты, в которых говорилось, что алкоголь – харам.  И  эти аяты ниспосылались поэтапно в разное время один за другим в трех различных местах Священного Корана.
т, который ниспосылался позже, отменял предыдущий. Приведем первый аят ниспосланный в Медине ал-Мунаууара, причиной которого послужили Умар ибн Аль-Хаттаб и Абдураахман ибн Ауф, которые, пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и попросили: «Дай нам разъяснение насчет алкоголя и азартных игр, потому что они портят имущество и  оба явления становятся причиной ссоры между людьми». Насчет этого вопроса был ниспослан следующий аят: Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы (2:219).

Как рассматривает шариат подобного рода вопросы?

Если в каком-то деле есть одновременно благо для человека через совершение, какого-то греха, первостепенным является оставление греха, чем совершение благого. Те, которые поняли смысл этого аята, оставили эту привычку сразу же, но большинство не были готовы к этому. Уверовавшим, еще полностью не понявшим весь смысл Шахады «нет божества кроме Аллаха» запрещать спиртное сразу было бесполезно, так как они могли, отвергнуть ислам, или же бросить спиртное. В этом и заключается причина того, что запрет алкоголя снизошло постепенно.

После ниспослания этого аята некоторые из сподвижников обратились к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! дай нам пока довольствоваться полезной стороной.» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не ответил им, потому, что понимал, что время еще не пришло.


Причиной ниспослания другого аята послужило то, что в одном высказывании, которое упомянули Абу Дауд, Ат-Тирмизий, Ан-Насаи и Аль-Хаким от Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который рассказал: «Однажды Абду-Ррахман бин Ауф приготовил для нас угощения и позвал всех, и напоил нас вином, и оно помутнило наш рассудок. И тут наступило время вечернего намаза и меня выдвинули вперед, чтобы я провел его, и я прочитал в намазе: «Скажи: О неверные! Я не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь. Но мы поклоняемся тому чему вы поклоняетесь…» (у него начал заплетаться язык и перефразировал в суре «Кяфирун» аят с «Я не поклоняюсь тому чему вы поклоняетесь» на «Мы поклоняемся тому чему вы поклоняетесь» т.е., что они поклоняются тому чему поклоняются неверные). И именно это стало причиной ниспослания следующего аята: О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите….(4:43) Именно с ниспослания этого аята стало запретным становиться на намаз хмельным, пока сознание не придет к человеку. Есть два обстоятельства для мусульманина, при котором и совершение и оставление чего-либо являются запретным: «это совершать намаз в пьяном виде, так как это явно запрещено в Коране, и его оставление по причине того что он пьян, становится вдвойне греховно».
какое значение имеет намаз, мы все знаем. Он  стал первостепенным и обязательным поклонением, которое было возложено на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует не на земле, а на небе в ночь Вознесения. Его значение так велико, что Всевышний Аллах поднял к себе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сделал намаз обязанностью для всей его Уммы. Сподвижники, которые поняли, что не могут переступить через намаз, в котором заключено огромное благо, сразу же отказались от спиртного, а те, которые не были готовы к этому, попросили Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! Мы не будем употреблять спиртное во время намаза…», и он, да благословит Его Аллах и приветствует, им ничего не ответил. Т.е. им оставалось только употреблять его после ночного намаза, и с них отходило похмелье до наступления утреннего намаза, или же приняв немного после утреннего намаза, приходили в себя до обеденного намаза, это говорит о том, что его употребление стало значительно меньше. В Коране, так же как и в хадисах, есть «насихъ» и «мансухъ» (отменяющий и отмененный), т.е. когда последующий аят или хадис отменяет предыдущий, и в таком случае нужно прислушиваться к последнему по времени ниспослания аяту или хадису, в котором уже есть более полное руководство, чем в предыдущем.

Чтобы объяснить более подробно причину ниспослания следующих аятов хочется упомянуть одну историю, которую многие любят рассказывать: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, якобы проходил мимо застолья, которое ему очень понравилось. А когда проходил обратно, встретил их мертвыми, перебившими друг друга». Но эта история является только красиво сложенной, но и недостоверной. Поведаем, как это было на самом деле.


Один из известных сподвижников Пророка Саад ибн Аби Уаккас рассказывал, что он стал причиной ниспослания следующих  аятов: «Один из ансаров (мединцев) по имени Утба ибн Малик пригласил нас к себе, приготовив разные яства. Люди ели и пили, пока не охмелели и не начали говорить, что ансары лучше, чем мухаджиры или, наоборот, с другой стороны курайшиты начали говорить, что они лучше, что они являются храбрецами, а остальные наоборот».

Арабы всегда славились стихосложением, и бывало даже, если посвятить оду султану воспевающую о его достоинствах, он мог бы «не глядя» отдать половину своего имущества. В ответ на их искусство стихосложения, при котором не считали себе равных, Всевышний Аллах и ниспослал священный Коран в таком неподражаемом стиле. Арабский язык очень богат, и этим богатством арабы всегда были горды и старались его усовершенствовать. Во времена Пророка Мусы (мир ему) люди занимались колдовством, и поэтому Всевышний отправил Мусу (мир ему) с пророчеством к своему народу с, девятью знамениями, а во времена Пророка Исы (мир ему), люди увлекались врачеванием, открывая способы исцеления от разных болезней, и тоже не считали себе равных в этом.
а (мир ему) с позволения Всевышнего лечил от проказы, лепил из глины образ птицы, и она оживала с позволения Аллаха, он также оживлял мертвых с позволения Аллаха. Во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, люди увлекались совершенствованием речи, стихосложением и красноречием, и, поэтому в стихотворном виде был ниспослан Коран. Аллах (слава Ему и величие) обратился к ним: «О арабы! Я-Син, Ха-мим, Кяф-Ха-Я-Айн-Сад … это буквы из вашего языка, которые вы используете. Неужели в ваших силах сложить хоть один аят подобный тому, что в Коране?». Самые лучшие поэты и стихотворцы из них сразу же поняли, что это не слово обычного смертного, а Слово Всевышнего Аллаха.

«Саад ибн Аби Уаккас встал и начал читать стихи со значением, что «мухаджиры» более храбрые, т.е. лучше, чем «ансары». Не выдержав, один из «ансаров» схватил кость, которая попалась ему под руку, и ударил по носу Саада, после чего у него из раны пошла кровь. Оба участника происшествия на следующий же день пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и с жалобой: «О Посланник Аллаха! Ты сделал нас братьями, но посмотри, что с нами сделало вино». Вот по этой причине и снизошел аят: О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите? (5:90-91)


Под опьяняющими напитками подразумевают все то, что притупляет ум и рассудок человека, согласно хадису: «Если опьяняет многое, то и малое из него запретно». «Майсир» это то, что люди называют азартными играми. Время, проведенное за карточным столом, то время, которое должны посвящать поминанию Всевышнего, также время намаза, упущенное из-за карт или чего-то другого, т.е. попусту тратя драгоценное время – это все по сути своей является расточительством.

Про «ансаб» в толкованиях приводится несколько значений, это поклонение чему-то рукотворному, т.е. каменным идолам и изваяниям, также под другим значением понимается, когда люди становятся поклонниками своих кумиров, и оба этих действия являются самыми гнусными поступками.

Под «азлям» подразумевается то, что раньше завоеванное в бою имущество, оружие, оставленные на поле битвы трофеи делилось так: соревновались в стрельбе из лука, и чья стрела уходила дальше, тому и доставались все трофеи. Вот про все это и говорится, что оно является «риджсун мин амали-шшайтан»- «дело не чистое, гнусное, из деяний сатаны, повернитесь к нему боком, остерегайтесь таких дел, и вы будете счастливы».

А теперь сравним слова в Коране, где говорится о запрете мяса свиньи и запрете спиртного: «Стали запретными для вас есть мясо умершего животного, кровь, мясо свиньи, и то, что заколото не с именем Аллаха…. »». Отсюда мы видим, что все это запретно, в том числе и свинина, а теперь посмотрим, что говорит Всевышний Аллах о спиртном: Он повелевает нам, что нам следует его обходить боком, что не стоит к нему даже приближаться.


Чего хочет сатана? Он хочет посеять между вами вражду и ненависть посредством спиртных напитков и азартных игр, и отвлечь вас от поминания Всевышнего Аллаха, а также намаза, так неужели вы не воздержитесь?

Еще приводится такой рассказ, относительно ниспослания данного аята. Как-то  Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказал, что стоял над сахабами, тогда еще спиртное не было запрещено, сидели Абу Талха, Абу Убейда ибн Джаррах, Муаз ибн Джабаль, Сухейль ибн Байдза, Абу Дуджана и другие, когда кто-то вбежал в комнату и воскликнул: «Разве вы не знаете, что спиртное запретили!? Разве вы не знаете, что спиртное запретили!?» После этих слов не успел ни один человек зайти или выйти, как мы вылили все содержимое и разбили посуду и все емкости содержащие алкоголь, как только услышали эти слова. И как рассказывают, вся эта жидкость текла рекой  по улицам Мекки и Медины. После этого некоторые взяли омовение, а некоторые даже искупались и пошли в мечеть, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал  те самые аяты о запрете спиртного: О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите? (5:90-91)


Обратите внимание, что никто из них в тот момент не усомнился, мол, может он ошибся, и давайте переспросим, но нет, такого не было, они сразу, же откликнулись беспрекословным подчинением и повиновением приказу Всевышнего Аллаха.

Больше всех из-за этого переживал Умар ибн Аль-Хаттаб. Когда был ниспослан первый аят, Умар сделал дуа: «О Аллах! Сделай ясным для нас вопрос спиртных напитков и азартных игр!». И в то время, когда снизошел аят, относительно того, чтобы человек не становился на намаз хмельным, Умар опять попросил: «О Аллах! Сделай ясным для нас вопрос спиртных напитков и азартных игр!», а когда пришли последние аяты, он сказал: «Мы оставили это». В продолжение этих аятов также сказано: «И повинуйтесь Аллаху, и повинуйтесь посланнику, и если вы переступите границу дозволенного то знайте, что на Посланнике лежит только ясное донесение». Это означает, что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, донес вам приказ Всевышнего Аллаха, и вы должны их выполнять и не грешить, в случае ослушания последует Его наказание. В разных книгах и сборниках хадисов упоминается о наказаниях на этом свете и в вечном, относительно тех, кто употреблял спиртное и не раскаялся.


Когда этот аят был ниспослан, люди, которые окружали Пророка да благословит его Аллах и приветствует, сказали что среди них нет того, кто не употреблял бы спиртное во времена невежества, и как им быть в таком случае? После этого Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, прочитал им аят, в котором говорится, что те, которые его вкусили до запрета и искренне раскаялись, тем прощаются их прегрешения. Еще этот грех прощается человеку, когда он не знал, что спиртное является запретным, и сделал покаяние сразу после того как узнал о запретности алкоголя. Страшна участь человека, который, зная, что это харам и не отказался от алкоголя, у такого человека тауба не принимается в течение 40 дней, и он может умереть в неверии, что может быть хуже? Когда Пророк да благословит Его Аллах и приветствует, рассказывал об этом, Али, да будет доволен им Аллах, он поклялся, что «если хотя бы одна чашка спиртного будет вылито в озеро, а из этого озера выпьет моя отара, то я не буду, есть мясо этих овец». До такой степени сахабы относились к повелению Всевышнего и Его посланника, и проявляли искренность и смиренность, и они являются для нас наилучшим примером. Они не разделяли знания как мы по частям, будь то акида или фикх и т.д.,  а вбирали в себя все самое чистое из шариата, и они руководствовались всем этим в совокупности, не выделяя то, что им больше нравилось, отбрасывая все, что им не по нраву.

Мы сегодня затронули лишь часть данного вопроса, о котором можно говорить бесконечно. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вино-мать проблем», что означает: спиртное является началом всего плохого. Если человек, который пьет, говорит, что может себя контролировать, то он глубоко заблуждается. Вместе с алкоголем в его кровь попадает шайтан, который там чувствует себя как дома, и побуждает человека к мерзким поступкам.

И в заключение хотим упомянуть о том, что является для нас в этих аятах уроком: нужно выполнять предписания Корана, ибо они являются словами Всевышнего Аллаха, и выполнение их является для нас обязанностью. Только Аллах может запретить и дозволить, и только Он имеет абсолютное право на это. Всевышний запретил алкоголь и азартные игры, назвав их гнусными и мерзкими деяниями из деяний шайтана, и сделал их для нас запретными, и в оставлении подобного рода запретов вложил для нас огромное благо, сообщив нам: «Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете». Имеем ли мы право противостоять нашему Создателю? Конечно же, нет! Да сделает нас Всевышний Аллах разумеющими и исполняющими все Его предписания! И да наставит нас на путь истинный!

Источник: golosislama.com

Употребление алкоголя не только вредит организму, но и является грехом!

Одним из больших грехов является употребление алкоголя. Для каждого мусульманина становится ясным, после того, как он прочитает, как Всевышний Аллаh запрещает употребление алкоголя в Кур`ане, что употребление алкоголя является мерзким грехом.

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете.

Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаhа и намаза. Неужели вы не прекратите?»

(5:90-91)

Употребление спиртного является одним из самых мерзких грехов, потому что лишает человека его достоинства, отбирает разум и приводит к сумасшествию, разрушает семьи, является причиной рождения больного потомства. А сподвижники сравнивали употребление алкоголя с многобожием.

«Рассказывает Ибн Аббас , да будет доволен им Аллаh: «Когда снизошёл аят, запрещающий употребление спиртного, некоторые из сподвижников сказали другим: «Отныне употребление спиртного харам и приравнивается к многобожию»

`АбдуЛлаh ибн `Умар, да будет доволен им Аллаh, считал, что употребление алкоголя – самый тяжкий грех. Спиртное, без сомнения, — прародитель всего дурного. К тому же Аллаh проклял пьяницу.

И действительно, человек в состоянии опьянения не контролирует свои поступки, может совершить любой грех. Пьяница становится игрушкой в руках шайтана.

Для каждого несомненен вред алкоголя для человека и общества. Алкоголь или этиловый спирт – это яд. У него, как и у других ядов есть смертельная доза. Если человек выпьет меньше смертельной дозы, то наступает опьянение. Если больше – наступает смерть. При употреблении алкоголя страдают все органы. Это приводит к многим болезням и смерти.

Особенно опасно, что алкоголизм родителей влияет на здоровье детей. Дети рождаются больными и слабоумными.

Алкоголизм является частой причиной распада семей в немусульманском обществе, появления сирот.

На ярком примере запрета алкоголя видно, что всё, что запретил Аллаh – это мерзость и вред для человека.

В течение истории некоторые правители осознавали вред алкоголя и пытались его запретить. Так можно упомянуть «сухой закон» в Соединённых Штатах Америки, который действовал с 1920 по 1933 год и антиалкогольную кампанию Горбачёва. Но эти попытки не имели успеха. Люди всё равно стремились к выпивке: пили стеклоочистители и прочую гадость, производили самогон. За всю историю только Ислам смог решительно и навсегда избавить общество от этого зла. Это потому, что Ислам борется с глубинной причиной этого в душе человека. Результат будет достигнут не тогда, когда законодательно со стороны государства запрещается употребление алкоголя, а когда человек сам искренне противится этому, когда даже сама мысль о том, что кто-то употребляет алкоголь, вызывает отвращение.

До пророческой миссии пророка Мухаммада ﷺ арабы много пили вина. Они очень любили вино, даже сохранилось много стихов доисламских поэтов, которые прославляли вино. Когда началась передача Кур`ана, в первый период Аллаh не запрещает вино. Есть даже сведения, что некоторые сподвижники употребляли вино в начале пророческой миссии. А потом начинается постепенное запрещение алкоголя.

«Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»

(2:219)

Вот видите, этот аят очень мягкий и некатегоричный.

Затем был ниспослан аят, в котором говорилось о запрете становиться на молитву в пьяном виде.

«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите»

(4:43)

И это уже более категорично, ведь молиться надо 5 раз в день, и у человека не остаётся времени на употребление спиртного.

И, наконец, в суре «Аль-Маида» в 90-ом аяте — одной из самых последних сур Кур`ана по времени ниспослания было объявлено, что алкоголь – это мерзость от шайтана, и категорично запрещено даже приближаться ко всему, что опьяняет. Это заключительный аят на эту тему, и он отменил действие более ранних аятов, в которых присутствовал более мягкий подход к этому вопросу.

После ниспослания этого аята сподвижники сразу воплотили приказ Аллаhа в жизнь и вылили все свои запасы вина прямо на улицы Медины. И никогда более не притрагивались к алкоголю.

Учёные указывают, что слово хамр, употреблённое Аллаhом в Кур`ане, охватывает не только вино, но и любое наркотическое или опьяняющее средство. Поэтому всё, что опьяняет – это харам.

«Передают со слов Ибн `Умара , да будет доволен им Аллаh, , что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Всё опьяняющее – хамр, а каждый хамр запрещён».

Приводит Муслим

А `Умар , да будет доволен им Аллаh, объявил с минбара пророка ﷺ :

«Хамр – это то, что затуманивает разум».

Приводят Аль-Бухари и Муслим

Если запрещено то, что опьяняет в большом количестве, то и в малом количестве это запрещено. Пророк ﷺ сказал:

«То, что опьяняет в большом количестве, запрещено (харам) в малом».

Приводят Ахмад, Абу Дауд, Ат-Тирмизи

Следует сказать, что некоторые мусульмане, хоть сами и не употребляют спиртное, но продают алкоголь. Однако всё, что связано с алкоголем запрещено. Пророк ﷺ проклял десять категорий людей, связанных с хамром:

«… производителей и заказчиков, пьющих и несущих, кому приносят и кто разливает, кто продаёт и получает прибыль (от хамра), кто покупает и кому покупают».

Этот хадис приводят Ат-Тирмизи и Ибн Маджаh

Также следует отметить, что запрещено даже сидеть за столом, если в это время за этим столом распивают алкогольные напитки. `Умар , да будет доволен им Аллаh, передал, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:

«Тот, кто верит в Аллаhа и Судный день не сядет за стол, где стоит хамр».

Приводит Ахмад, это высказывание можно найти в том же значении и у Ат-Тирмизи

Поэтому надо решительно отказаться от любой связи с алкоголем. И если шайтан подсказывает, что без алкоголя не будет бизнеса, то надо гнать шайтана прочь! Деньги, заработанные на продаже алкоголя – это харамные деньги, и любая еда, которая будет куплена на эти деньги является харам.

Передают со слов Джабира , да будет доволен им Аллаh, что один человек, приехавший из Джайшана (города, что находится в Йемене), задал посланнику Аллаhа ﷺ вопрос о напитке, приготовляемом из индийского проса и именуемом «мизр», который они пили у себя на родине. Пророк ﷺ спросил: «Опьяняет ли этот напиток?» Тот сказал: «Да», и тогда посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Всё опьяняющее запретно. Поистине, Аллаh пообещал поить человека, употребляющего опьяняющие напитки, тем, что именуется «Тинатуль-хабал». Люди стали спрашивать: «О посланник Аллаhа, а что такое «Тинатуль-хабал?» — и он сказал: «Это – пот обитателей Ада»

Этот хадис приводит Муслим

Али Воронович


Источник: islam.by

На этой неделе православные христиане отметили Крещение Руси — событие, которое принято связывать с выбором веры князем Владимиром. Древнерусский летописец рассказывает, что князь, хотя и прельстившись 70 женами мусульманского рая, не выбрал ислам, запрещающий вино, ибо «Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Но если неприятие алкоголя на самом деле было весомым аргументом для Владимира, то князь явно погорячился — как свидетельствует история, запрет на горячительное в исламском мире соблюдался далеко не везде и не всегда.

За 1400 лет истории мусульманских обществ вино, ракы и другие спиртные напитки не раз играли важную роль, особенно в жизни элиты, к которой мог бы принадлежать и русский князь. Даже само слово «алкоголь» — арабского происхождения. «Лента.ру» попыталась разобраться в сложных отношениях ислама со спиртосодержащими напитками: от времен пророка до последних инициатив турецкого правительства.

В доисламскую эпоху арабы уже знали о вине и его опьяняющем воздействии. Напиток этот привозился торговцами (христианами и евреями) во множество христианских монастырей, возникших на окраинах Аравийского полуострова в III-VII веках нашей эры. Сам пророк Мухаммед изначально относился к вину нейтрально. Но после нескольких инцидентов с участием своих пьяных соратников (драка на пиру и ошибки в молитве, которую произнес сподвижник Мухаммеда, будучи навеселе) было однозначно запрещено употребление опьяняющих напитков. «О вы, которые уверовали! Вино, майсир [азартная игра], жертвенники, [гадальные] стрелы — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, — может быть, вы окажетесь счастливыми!» (Сура 5 «Аль-Маида», аят 90, перевод И. Крачковского).

При этом всю радость и наслаждение от плодов лозы (один из даров Аллаха человеку) пророк не запретил — просто перенес в рай: «Образ сада, который обещан богобоязненным: там реки из воды непортящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих» (Сура 47 «Мухаммад», аят 15). Однако нарушение этого запрета в земной жизни делало мусульманина грешником (всегда имеющим возможность искупить свою вину), но не еретиком (которому больше нет места в общине верующих). То есть ересью было оспаривать запрет на алкоголь, а пить вино — это нечто прискорбное, но допустимое.

Нужно упомянуть и еще об одной лазейке: в раннем исламе четко прописывалась неприемлемость вторжения в частную жизнь верующих с целью поймать их «с поличным», что считалось несовместимым с честью и достоинством мусульманина. Благодаря этому мусульманин мог пить в одиночестве, в покое своего дома, и никакой «полиции нравов» туда ходу не было.

В Аравии запрет на вино не вызвал особых споров — в конце концов, арабы-кочевники никогда сами не возделывали виноградники. Но потом распространение ислама на запад и восток охватило области с многотысячелетней традицией виноделия. Еще античные историки писали об обильных возлияниях персидских царей и их приближенных. И формальный запрет на новых территориях был практически проигнорирован: даже халифы из багдадской династии Аббасидов (750-1258 годы), руководители мусульманской общины, пили вместе со своими придворными дни и ночи напролет.

При дворе Харуна аль-Рашида творил «певец вина и любви» поэт Абу Нувас, прославившийся целыми циклами в жанре хамрийат (сложные многосюжетные стихи на тему винопития). Антиалкогольные законы халифов были направлены только против употребления вина широкими массами (власти боялись, что это приведет к бунтам). И на западе исламского мира, в Андалусии, ситуация была такой же: все Омейяды известны своей любовью к вину. Бадис ибн Хаббус, амир Гранады (XI век) так долго пьянствовал в дальних комнатах своего дворца, что народ счел его мертвым.

Что касается востока халифата (Ирана и Средней Азии), то вся классическая персидская поэзия, зародившаяся при дворах династий Саффаридов и Саманидов, наполнена символикой вина. То же можно сказать о мистической поэзии суфиев. Прекрасный виночерпий как духовный наставник, красное вино, просвечивающее сквозь стенки кубка, как символ божественного света, кабак как хранилище священных тайн, суфий, проливающий напиток на коврик для молитвы (символ презрения к косности и лицемерию официальной религии), — вот ее метафоры, яркое представление о которых дает творчество Хафиза Ширази и Омара Хайама.

В целом ситуацию с алкоголем в исламском средневековье можно описать так: высшие классы (хасс) считали винопитие одной из привилегий своего положения. Запрет на вино, с их точки зрения, касался только простолюдинов (аввам), которые в опьянении теряют человеческий облик и не способны к самоконтролю. Так что лекарством от тоски и основным болеутоляющим средством для низших классов был прежде всего опиум, который прямо не запрещают ни Коран, ни богословская традиция.

Ближе к современности, в XIII-XVI веках, власть в исламском мире перешла к кочевникам из степей Евразии — туркам и монголам. Их повелители — от Тамерлана и тюрков-кызылбашей до первых османских государей — правили, не вылезая из седла, в многочисленных походах. Они пили до и после сражений, доказывая крепость тела и духа, свободного от уз религии. Однако после военных поражений многие ханы и шахи пытались вернуть благосклонность Аллаха, запрещая винопитие в своих государствах и лично воздерживаясь от алкоголя. Например, при вступлении на престол Солтана Хосейна (правил в Иране с 1694 по 1722 год) из шахского погреба извлекли шесть тысяч бутылок вина и вылили на главную площадь Исфахана. Однако уже через два года двоюродная бабушка шаха, страдающая от алкоголизма, убедила монарха снять запрет и в итоге споила его.

Более неоднозначной была ситуация в Османской империи, которая в XV-XVIII веках являлась безусловным лидером мусульманского мира. Под властью султанов оказались земли от Ливии до Ирака и от Венгрии до Аравии. После взятия Константинополя в 1453 году бывшие кочевники стали руководить миллионами земледельцев и горожан, многие из которых сохранили христианскую веру. В сельской местности мусульмане оставались трезвенниками, предпочитая пить воду, христиане по старинке продолжали выпивать.

Были и необычные случаи: перешедшие в ислам жители Боснии подчинились запрету на винопитие, однако считали, что на ракию (крепкий напиток, получаемый дистилляцией ферментированных фруктов — слив, яблок, айвы, персиков) он не распространяется. В крупных городах (Стамбуле, Измире, Алеппо) все кабаки держали греки, армяне и евреи. Легкодоступность вина и других радостей жизни в христианских кварталах вызывала у мусульман сложные чувства: зависть к чужой свободе одновременно с ненавистью к пороку.

Правоверные могли наведываться туда только втайне от соседей и властей, однако никто не мешал им изготавливать алкогольный напиток в домашних условиях, для чего вполне открыто приобретались тонны винограда. Тем не менее султаны периодически запрещали вино (равно как табак и кофе): при вступлении на престол, перед военными походами, под давлением улемов (священнослужителей), во время эпидемий чумы, перед смертью, в страхе перед бунтами. Однако сама частота подобных запретов говорит об их неэффективности. Наконец, к XVIII веку налог на спиртное стал важной частью государственных доходов, лишиться которых правительство просто не могло себе позволить.

Известно, что на Западе кафе сыграли важную роль в подготовке революций и политическом «созревании» среднего класса. Купцы, юристы, биржевые игроки, писатели и ученые собирались в кафе, узнавали новости и обсуждали различные актуальные проблемы. В Османской империи кофейни тоже выполняли эту функцию, хотя и в более скромных масштабах: там зарождалось пространство для общения, отличное и от мечети, и от дворца. Но таверны никогда не могли стать аналогичным прогрессивным институтом. Туда приходили таясь, боясь опозориться, а вместо разговоров громко визжали в надежде на то, что душа убежит из тела (перед тем как алкоголь попадет в рот и совершится грех). Об этом эпизоде рассказал австрийский врач Любенау, посетивший Стамбул в 1587 году.

В XIX веке, в эпоху модернизации и активных контактов с Западом, у алкогольных напитков появился новый смысл — они стали символом прогресса. Султаны пили шампанское (правда, поначалу только на приемах с участием европейских послов). Вслед за двором эта мода распространилась на все высшие классы османского общества. Богатые турки могли просто ставить на стол непочатую бутылку бордо, чтобы продемонстрировать гостям свой тонкий вкус. Даже шейх-уль-ислам (высший исламский богослов империи) разрешил мусульманам пить вино, если это полезно для их здоровья. Правда, качество местных вин к началу ХХ века оставляло желать лучшего, так что более популярным стало пиво: в Стамбуле и Измире десятками открывались пивные бары.

Однако больше всего в Османской империи полюбили ракы — настоянный на анисе крепкий (40-50 градусов) виноградный напиток. Он был дешевле крепких напитков из Европы и не выглядел столь явным иностранным заимствованием, как пиво. Наконец, его употребление явно не противоречило кораническому запрету: в отличие от вина, ракы получают не из виноградного сока, а из выжимки. Ракы предпочитал и отец — основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Известно, что именно стаканчик ракы он опрокинул сразу после вступления войск республики в разграбленную и горящую Смирну (этим трагическим эпизодом в 1922 году закончилась греко-турецкая война).

В Иране «алкогольная вестернизация» шла аналогичным образом, только иностранное влияние ощущалось больше со стороны России. Импорт французского вина обходился слишком дорого, и многие богатые иранцы предпочитали «русское» сочетание стопки водки и закуски. Ракы и водка из Закавказья наводнили северные провинции, а российское пиво продавалось по всей стране: в 1902 году из 134 634 бутылок, ввезенных в Иран, 121 130 (или 90 процентов) были произведены в России.

Источник: lenta.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *