Является ли курение грехом

Табачная эволюция

С табаком борется, похоже, весь мир. Но так было не всегда. О том, какие изменения претерпело отношение к курению в Русской Церкви, рассуждают православные священники.

По словам настоятеля церкви св. мц. Татианы при МГУ им. Ломоносова прот. Максима КОЗЛОВА, еще сто лет назад общество относилось к курильщикам снисходительно. «Взять хотя бы известные воспоминания жены Достоевского о его похоронах, — рассказывает он. — Анна Григорьевна с величайшим удивлением отмечает, что после отпевания на полу собора Александро-Невской Лавры не было найдено ни одного окурка. Для продолжительных богослужений того времени это выглядело удивительно. Или посмотреть на дореволюционные фотографии выпусков Духовных Академий: на них студенты в неофициальной обстановке не стесняются фотографироваться с папиросами».

Отец Максим также напомнил, что из воспоминаний о русских дореволюционных святых можно видеть, что и некоторые из них курили. «Некоторые преодолевали эту привычку на протяжении десятилетий и преодолели, а кто-то так и не справился. Вспомним хотя бы святого царя-страстотерпца Николая, который был курильщиком».


Терпимое отношение к курению свойственно не только дореволюционной Русской Церкви, но и некоторым современным поместным Церквам: Элладской, Болгарской, Сербской. Как рассказал нам насельник московского Свято-Данилова монастыря игумен ПЕТР (Мещеринов), «в южных странах, например, в Греции, курение наряду с кофе традиционно распространены как дополнение к трапезе. Святитель Феофан Затворник описывает такую картину: после трапезы дьякона обносят трубками всех присутствующих, начиная с самого патриарха Константинопольского».

По словам главного редактора студенческого журнала МДА «Встреча» священника Андрея ИГУМНОВА, «в Греции многие курят, не только среди мирян, но и среди духовенства. Но надо помнить, что греки долгое время были под турецким игом и многое переняли от турок, в том числе и курение». Прот. Максим Козлов объясняет столь разное отношение к табаку в Греции и России культурными особенностями. «Это различие проявляется на примере клириков. В Русской церкви священнослужитель, допускающий курение в публичной обстановке — это большой соблазн для окружающих. А вот батюшка, выпивший на людях – это, может быть и не похвальная, но понятная слабость. А в Греции скорее наоборот: клирик, сидящий в кофейне с сигаретой, не вызывает ни у кого претензий, а перебравший вина — это настоящий скандал».


Прот. Максим Козлов: «Это, несомненно, греховный навык. Прежде всего, по отношению к самому себе. Ведь курение — это род медленного самоубийства. Во-вторых, по отношению к ближним: курение приносит вред окружающим. Далее, курение — особенно если речь идет о клирике или людях, о которых известно, что они церковные — большой соблазн для окружающих. Апостол Павел сказал: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор, 8, 11). Такое же отношение должно быть и к курению. Можно пофантазировать: если когда-нибудь, например, благодаря нано-технологиям, будут изобретены сигареты, улучшающие земную атмосферу, вырабатывающие кислород повышенного качества, укрепляющие здоровье курильщика и находящихся рядом с ним людей и не вызывающие зависимости — тогда можно будет поставить вопрос о переводе этой греховной привычки на уровень нравственно нейтральных навыков».

Игумен Петр (Мещеринов): «Курение, конечно, гораздо меньший грех, чем алкоголизм — под воздействием алкоголя поведение человека становится неадекватным, и он может нанести вред себе и окружающим, а при курении этого не происходит. Но курение требует от курильщика постоянного употребления табака, а это уже создает зависимость, делает человека рабом привычки».

Священник Андрей Игумнов: «Если в храм с покаянием придет преступник, то, конечно, я не стану ставить ему в вину курение, но по отношению к себе самому и к людям воцерковленным я считаю курение грехом. Впрочем, мне кажется, что грех этот сопоставим с любым другим пристрастием, подтачивающим здоровье: например, к крепкому чаю или кофе».


Отношение к курению меняется во всем мире. В первой половине XX века во всех странах курить было разрешено практически везде: в кинотеатрах, в общественном транспорте. Об этом ясно свидетельствуют кадры многих кинолент того времени. Но, начиная с 60-х годов, стало появляться все больше научных исследований, доказавших вредное влияние табака и его производных — смол и дыма — на здоровье не только курильщика, но и тех, кто находится рядом с ним. С 80-х годов прошлого века авиакомпании стали запрещать курение на бортах самолетов, постепенно вводится запрет на курение во всех общественных местах. О необходимости решительных действий против курения говорит статистика смертей, вызванных им: согласно докладу Всемирной Организации Здравоохранения, опубликованному в 2008 году, ежегодно от болезней, вызванных курением (рак, болезни легких, сердца, головного мозга и т.д.) умирают 5,4 миллионов человек. По данным российского Минздравсоцразвития, в нашей стране от курения ежегодно умирают около 400 тыс. человек. Неудивительно, что и в России принято решение поддержать общемировую борьбу с табаком.

Диакон Федор КОТРЕЛЕВ

Медитация на сигарету


О том, что курение опасно для здоровья, знают все. Но есть и другой аспект проблемы – нравственный. Является ли курение грехом – ведь ни в Евангелии, ни у Святых Отцов о нем ничего не говорится? Следует ли бороться с этой вредной привычкой, или можно все-таки позволить себе маленькую слабость? Не мешает ли она духовной жизни? Отвечает психолог-консультант центра «Собеседник», священник Андрей ЛОРГУС

— Курение – грех или все-таки нет?

— Это вопрос казуистики. Грех — с какой точки зрения? Ведь грехов гораздо больше, чем названо в Библии, и такого свода грехов, который был бы принят всей Православной Церковью, тоже нет. Так что, если мы поставим перед собой задачу найти лазейку в тексте, в формальных правилах, то легко докажем, что курение — не грех. Не запрещено — значит разрешено. Но дело в том, что духовная позиция не опирается на пункты канонических правил. Подлинное православие — в духе. И с духовной точки зрения курение, конечно же, совершенно неприемлемо. Это привычка, затрудняющая духовную жизнь.

— А вино?

— Употреблять вино можно, упиваться — нет. Речь всегда идет о мере. Как ее определить? В православии мерой является совесть и сознание человека. Вся православная духовная практика нацелена на ясное, точное сознание, святые отцы постоянно говорили о трезвении, трезвомыслии. Никакие виды химического воздействия на сознание с точки зрения православия неприемлемы. Поэтому — сколько можно выпить вина? До той поры, пока сознание твое ясно, чисто и адекватно. Сколько можно выкурить? Нисколько. Ведь даже минимальное количество табака вызывает измененное состояние сознания.


— Даже одна сигарета? Одна затяжка?

— Да, несомненно. Если курильщик затянется натощак на фоне сильного стресса, он может упасть в обморок. О чем это говорит? Именно о том, что даже одна затяжка сильно влияет на сознание человека.

— Что такое «измененное состояние сознания»?

Это состояние необычное, нетипичное. Например, человек может впадать в транс, в эйфорию или чувствовать себя оглушенным, подавленным. Иными словами — неадекватным. Нравственные ценности, семейные, родственные, дружеские связи на какое-то время отступают при этом на задний план или вообще пропадают. Например, человек в состоянии аффекта, озлобления может совершить любой поступок, потому что в этот никакие нормы для него не актуальны. Наркоман в состоянии ломки не помнит ни отца, ни матери, ни Бога, ни правил. Это и есть изменение сознания. По сути с курильщиком происходит то же самое. Конечно, совсем не в такой степени, как с наркоманом или алкоголиком. И всё же каждая затяжка воздействует на его сознание. А сколько таких затяжек от одной сигареты? А сколько сигарет в день?   Эффект воздействия на сознание едва заметен, и потому курение не всеми признается опасным с психологической и духовной точки зрения. Но наркологи и христианские психологи считают, что курение делает человеческое мышление не совсем адекватным.


— Некоторые утверждают, что курение помогает им сосредоточиться.

— В действительности помогает – временно — не курение как таковое, а изменение дыхания. Существуют мистико-оккультные и парапсихологические дыхательные практики. Их суть — в медитации, в достижении того же самого измененного состояния сознания. Когда человек начинает дышать слишком интенсивно или в определенном ритме, с задержкой дыхания, например, у него могут возникать видения, галлюцинации, эйфория. Вот и во время курения тоже совершается определенный дыхательный ритуал — курильщик пользуется дыхательной практикой, как медитацией. Вообще, люди думают, что в курении главное — табак. Дым, конечно, влияет на сознание, но изменение дыхания тоже имеет большое значение.

— Но человек даже не замечает, что медитирует.

— Ну, так мы в жизни используем массу защит и приемов, не осознавая их. То же самое с едой. Люди ведь не замечают, что в состоянии стресса едят больше, чем нужно их организму. Или употребляют слишком много сладкого.

— Начинающий курильщик переживает массу неприятных ощущений, но все же продолжает себя насиловать. Зачем?

— Для новичка курение — это всегда стресс. Он получает дозу яда, на которую организм реагирует однозначно — отторжением. Да, это насилие над собой. Но чаще всего это насилие помогает человеку пережить какое-то более тяжелое насилие — травму, унижение, хронический стресс. Дело в том, что травмированные люди тянутся к травматическим способам жизни. Некоторые психологи называют курение «оральной аутоагрессией» — «причинением себе вреда через рот». Начало курения чем-то напоминает мазохизм — причинить себе боль, чтобы не слышать другой боли. Но организм быстро привыкает.


— Значит ли это, что первоначальной причиной курения всегда становится какая-то душевная травма?

— Причин очень много. Дети, например, могут начать курить для того, чтобы казаться «крутыми» или «взрослыми». Женщины часто курят напоказ: сигарета в красивых ручках — разве не элегантно! Поэтому для них очень важен маникюр, кольца, марка сигареты. Важно даже то, как на сигарете отпечатывается помада. А вообще мотивы могут быть самые разные, с каждым случаем надо разбираться отдельно. Чтобы понять, чего курильщику не хватает, надо понять, что для него значит курение. Возможно, ему недостает уверенности в себе, сосредоточенности, умения общаться, психологической защиты. И опять же, возвращаясь к вопросу о грехе: в каждом случае этот грех будет называться по-своему. Один таким образом уходит от реальности, другой не хочет разобраться в своих душевных проблемах и прибегает к таким псевдоспособам их решения. Видите, это же совсем разные грехи.

— Но если тянет к сигарете, то разбираться в причинах надо всегда?

— Что значит надо? Есть люди, которые не разбираются с собой никогда, и не испытывают в этом потребности. Но если человек ставит перед собой хотя бы самую малую духовную задачу — «понять, кто я, зачем я живу» — то рано или поздно перед ним встанет вопрос «почему и зачем я курю?».


— А вопрос «почему я по утрам не могу обходиться без кофе?» перед ним тоже встанет?

Вполне возможно. Даже чай может стать деструктивной привычкой. Люди, склонные к зависимости, найдут, от чего зависеть — от чая, курения, рулетки.

— Возможно ли курение без зависимости? Хочу — курю, не хочу — не курю.

— Тогда ответьте на вопрос, почему вдруг вы захотели курить? Ничего не бывает просто так.

— Например, оказавшись в компании однокурсников, среди запаха дыма, человек, давно бросивший курить, испытывает желание взять в руки сигарету.

Надо разбираться, почему именно в этой среде у него возникает такое желание. Приятно пахнет? Значит, зависимость от курения живет в нем, тело ее помнит. Тяготение и есть зависимость: вы видите бутылку — и тянет выпить, слышите запах дыма — и тянет закурить. А любая зависимость есть порабощение воли. Это еще один аспект духовной страсти. Курение, с православной точки зрения — это страсть.   Если в начале сигарета «успокаивает», то потом ее отсутствие может довести до бешенства. Для курильщиков «со стажем» большая проблема дождаться причастия, не выкурив ни одной сигареты с самого утра. Грустное зрелище, когда, выйдя за ворота храма, человек дрожащими руками достает пачку сигарет, затягивается и его лицо расплывается в блаженной улыбке…


— Бросать курить — это всегда болезненно?

— Бывают чудеса, когда закоренелый курильщик бросает и не переживает при этом никакой ломки. Но тут скорее можно говорить о вмешательстве Божией благодати. Как правило, преодолеть эту страсть непросто.

— Многие при этом становятся злыми, раздражительными, иногда неадекватными. Разве это не измененное состояние сознания?

— Конечно, измененное. Но ломка —   как раз самое удачное время для того, чтобы задаться вопросом «Почему мне так плохо?» Есть ломка физиологическая как реакция организма на перестройку, и она довольно быстро проходит. Но существует еще психологическая ломка: вот я сижу в компании без сигареты и мне неловко, некомфортно, я как будто себя потерял. Как раз в этот момент можно распознать причину зависимости и начать с ней работать. С причиной – а не с симптомом! Ведь когда человек курит и ему хорошо, он не готов осознавать свои духовные проблемы. А вот когда ему плохо – тогда самое время разбираться.

— Говорят, отказаться от курения легче, если бросил кто-то из родственников или друзей. Значит, бросая курить, человек не только заботится о себе, но, возможно, помогает еще кому-то?

— Думаю, да. Антиреклама курения не будет действовать до тех пор, пока курят люди для нас значимые. И никакие запретительные меры тут не помогут.
сударство принимает законы, но их же никто не выполняет. И дальше не будет выполнять, если не изменится настроение в обществе. Помните, во второй половине 90-х у нас в стране появилась мода на здоровый образ жизни? И сразу все изменилось! Как только элита общества начала посещать спортзалы, бегать трусцой, уезжать на дачи, это мгновенно стало нормой для большинства. Духовное состояние общества – это то, что мы называем общественным сознанием. Пока оно не изменится – ряды курильщиков будут расти. А если в обществе поймут, что курение — не вредная привычка, а манипуляция своим сознанием, тогда начнется освобождение от зависимости.

Источник: www.pravmir.ru

Грех ли курить на самом деле православному человеку?

Русская православная церковь дает четкое определение курению, как тяжкому греху и препятствию в достижении спасения души человека. Искажая духовную природу, грех курения изменяет первозданный образ, созданный Богом.

 

Тяга к курению рождает в человеке идолопоклонство перед своими страстями. Притупляется воля и сознание человека, он становится заложником привычек.

 

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

 

Развивая вредными привычками эгоизм, человек ставит себя выше других, считает вправе подавать гиблый пример, оказывать пагубное влияние на неокрепшее сознание детей, которые во всем подражают взрослым.

 

Являясь раной на душе, курение вслед за собой порождает целую круг проблем, окутывающий человека. Разрушается здоровье, дарованное Господом, сокращается жизнь. Никто не в праве вмешиваться в Божий промысел.

 

Почему курение считается грехом?

Никотиновые бесы будут подсаживать вас на зависимость, которая отдаляет курильщика от храма Божьего на земле. Невозможно представить полноценное таинство причастия, если перед ним или после человек затянулся сигаретой. Курение разрушает связь человека с Богом.

 

Пагубная привычка является преступлением против себя, которое медленно убивает тело. Христианин, решивший искоренить в себе зависимость от табака должен приложить все духовные и физические силы и начать свое очищение с исповеди.

 

Курение противоречит замыслу Божьему о естестве человека, представляя из себя бессмысленное и вредное занятие. Господь создал мир вокруг нас мудро и осмысленно, в нем нет места греховным страстям, поражающим человеческую душу.

 

Каждый верующий обязан хранить дар Божий и не приносить увечий своему здоровью. Оберегая свою душу от греховных страстей человек не сходит с пути, концом которого будет благодатное воссоединение с Богом.

 

Проявить слабость перед грехом легко, а проявить стойкость и следовать заповедям Божьим намного сложнее. На протяжении всей жизни первозданному состоянию души предстоит множество испытаний, их преодоление сохраняет чистоту совести перед собой и перед Богом.

 

Видео со священником, является ли привычка курить грехом? Курение считается грехом?

 

Почему в современном мире многие курят?

Курение прочно вошло в повседневную жизнь человека. Происходит подмена понятий, зависимость от сигарет табачные компании пытаются представить, как модное и безвредное занятие. В СМИ постоянно культивируется тема курения, что особенно пагубно сказывается на неокрепшем сознании молодежи.

 

Табакокурение являет слабость человеческой души, которой легко пользуются дьявольские силы. В современном мире сложно перечислить все многообразие соблазнов, сбивающих человека с истинного пути.

 

Важно понимать, что православие по своей сути и в официальных заявлениях ни в каком виде не принимает порок курения, поэтому курение является грехом, от которого нужно немедленно избавляться, в эту же секунду.

 

Является ли курение грехом? Православный христианин не задается таким вопросом. Рассуждая о вреде табака, человек должен понимать, что вред физический не сравним с тяжестью греха духовного.

 

Ни одна пагубная страсть не приходит в одиночку, а всегда порождает новые. Чем дольше курильщик продолжает сохранять и оправдывать в себе грех, тем сильнее он стирает свой образ перед Господом.

 

Милость Божья не имеет границ и человек, твердо решивший покончить с дьявольской страстью с помощью силы воли, молитвы и веры сможет преодолеть любое препятствие. Только внутренняя нерешимость и нежелание расстаться с табачной зависимостью может стать преградой в исцелении человеческой души.

 

Способствуя распространению табака, крупные компании ссылаются на знаменитых личностей, которые не гнушались этой привычке. Создавая таким образом рекламу сигаретам, забывается факт того, что это такие же обычные люди, слабые перед курением.

 

Невозможно представить истинно верующего человека в руках с сигаретой, это две несовместимые вещи. В силах человеческой души перебороть табачную зависимость и искупить свой грех перед Господом. Так, что курение однозначно грех, бросайте сейчас же курить!

 

Курить грех, грех курения, почему курение грех, грех курения в православии

Источник: proruschurch.ru

Церковь против курения

Обращаясь к вере в тех или иных жизненных обстоятельствах, человек должен понимать, что ему придётся осознать и изменить свой привычный образ жизни, а значит, прежде всего избавиться от тех привычек и страстей, которые церковь считает греховными.

Так, по основным канонам, и курение является грехом. Ведь это — пагубная страсть, а она, как и любая другая, мешает идти по пути спасения и прощения. Господь создал человека по образу и подобие своему, дабы он обладал совершенством и достиг главного —   вечной жизни.

Всегда нужно помнить о том, что любая страсть есть «болезнь» души и сцеплена с другими, не менее страшными недугами. И если она стойко укорениться там, то будет способствовать формированию других пороков и грехов, а именно:

  • проявление эгоизма (курящие родители, в частности женщины-матери);
  • возникновение постоянного чувства уныния по поводу личной свободы, а в православии уныние — тяжкий грех;
  • появление греха самооправдания;
  • притупление чувства нравственности;
  • прощение себе самому других слабостей.

Исходя из этих и других достаточно важных причин, можно точно сказать одно — пагубная привычка является злом. Оно разрушает здоровье как физическое, так и моральное. Учение святых говорит о том, что жизнь дана человечеству Богом как величайший дар. И сокращать её пагубными привычками — это страшный грех. Стоит только задуматься, ведь курящий человек вредит не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. И оправдать это невозможно.

Священники о курении

Священнослужители всегда выступают против курения и говорят о нём следующее:

  • любая пагубная страсть является результатом соединения человеческой греховной воли и бесовских сил, участие которых в падении людей доказать очень сложно, так как их влияние невидимо;
  • данная привычка делает людей рабами в большинстве случаев до самой смерти, которая может быть достаточно скорой в виду плохого состояния здоровья;
  • грех курения можно победить, если воля человека и сила Господа сольются воедино;
  • человек будет выше данной страсти лишь тогда, когда твёрдо осознает, какой вред несёт такая привычка. Ведь, как известно, табак расслабляет душу, усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье;
  • следствия болезненности состояния души от влияния курения — раздражительность и тоска;
  • перед тем, как избавиться от греха табакокурения, нужно исповедаться, пройти обряд причастия Святых Таин и каждый день стоя читать Евангелие и молитву помогающую бросить курить.

Подарок диавола

Именно так называют курение в православии. Расстаться с ним очень сложно, но тот, кто сумел это сделать, имеет внутреннюю решимость, а это значит, его духовный путь к Богу откроет главное — вечную благодать.

Мало знает, как церковь относится к курению, нужно принять эти знания и постараться искоренить грех, ибо он не приведёт к хорошему, а только усугубит все сложности жизни. Воля человека — сильна и непоколебима, если она правдива и направлена на исцеление тела и души, дабы получить уникальную возможность — приблизиться к Богу, внять его силу и обратить её в вечную веру.

Господь всегда с Вами!

Источник: ikona-i-molitva.info

Протоиерей Николай Емельянов, заместитель декана богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирик храма святителя Николая в Кузнецах (Москва):Для русского духовенства курение никогда не было характерным. Нельзя забывать, что этот обычай был введен в России Петром I наряду с другими насильственными реформами русского быта и воспринимался как чуждый русской культурной традиции. А на востоке ситуация была несколько иная — там курение имело свою давнюю традицию, которая вместе с политическим и культурным господством Османской империи распространилась и на православную Грецию. Курящий человек воспринимается в Греции совсем иначе, чем в России.Но вопрос о том, является что-либо грехом или нет, никак не может зависеть от каких-то «извиняющих» исторических причин. В этом смысле в Православной Церкви есть удивительное единство: ведь даже в греческом Православии отношение к курению остается однозначным. На Афоне, который задает тон христианской жизни не только для Греции, но и для всего православного мира, монахи никогда не курили и не курят.

Такое же принципиальное неприятие курения является нормой и для русского Православия. Современное русское духовенство не курит, запрещено курение и в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. И курение должно быть названо грехом. Сознательный вред, наносимый своему здоровью, здоровью окружающих и своим будущим детям — это очевидное зло, с которым христианин не может мириться. Но есть и другая, может быть, даже более важная причина. Курение — это пристрастие, дурная привычка, от которой человек мучительно зависим. Речь идет не только о химической зависимости — есть еще и зависимость психологическая, которая гораздо опасней. Удивительно, что современные люди, воспитанные в представлениях о либеральном обществе и личной свободе, с такой легкостью лишаются своей свободы ради рабства греху. Но христианство — это религия свободы, и оно не терпит, когда свобода человека попирается — пусть даже им самим.

На заставке фрагмент фото flickr.com/ravh

Источник: foma.ru

Различные болезни души святые отцы определяют понятием страсть. Существуют различные классификации страстей. Человек соединяет в себе плотское и духовное начала. Поэтому в соответствии с этим страсти делятся на телесные и душевные. Первые имеют свою почву в телесных потребностях, вторые – в душевных. Ясно границу между ними провести трудно, так как «эпицентр» всех страстей находится в душе.

Наиболее распространенные телесные страсти: «чревоугодие, прожорство, роскошь, пьянство, ядение в тайне, разные роды сластолюбия, блуд, прелюбодеяние, распутство, нечистота, кровосмешение, деторастление, скотоложство, худые пожелания и всякие противоестественные и постыдные страсти…» (Добротолюбие. Т.2, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, с. 371).

Курение относится к противоестественной страсти, ибо хроническое отравление себя ядом не коренится в области естественных потребностей тела.

Все страсти являются камнями преткновения на нашем пути к спасению. По своему происхождению природа человека как творение Премудрого Бога, как образ и подобие Его, обладает совершенством. Цель всей нашей христианской жизни — соединиться с Богом и только в Нем одном обрести блаженство вечной жизни.

Совершая дело спасения, мы должны восстановить в себе образ Божий, искаженный многоразличными грехами, и стяжать подобие нашему Небесному Родителю. Пока человек находится в плену страсти, душа его не может восстановить искаженный образ и вернуть первозданное богоподобие.

Если человек побежден страстями, то душа его оскверняется, ум мертвеет, воля оказывается бессильной. Святые отцы это состояние называют вторым идолопоклонством. Человек как кумирам поклоняется своим страстям. Идолопоклонник не может наследовать Царствие Небесное (Еф. 5:5). «Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов, и не приобретает славы, утраченной преступлением» (преп. Исаак Сирин).

Любая страсть, являясь болезнью души, невидимыми звеньями сцеплена с другими недугами. Непроходимых стенок в душе нет. Вкоренившаяся страсть способствует формированию и других пороков. Грубо проявляется эгоизм. Мать, курящая во время прогулки над коляской, в которой спит младенец, удовлетворение страсти ставит выше здоровья своего ребенка.

Курящие родители, как правило, научают этому своих детей. Дети не являются их собственностью. Когда они заражают их на всю их жизнь этой губительной привычной, поступают не только против христианской совести, но и вопреки общечеловеческой морали.

Если человек осознал пагубность курения, он часто унывает, видя, что стал пленником этой привычки и не имеет свободы. С курением также тесно связан грех самооправдания, притупление нравственного чувства. Примирившись с этой страстью, человек прощает себе и другие слабости, ибо велика сила прецедента.

Грехом курение является еще и потому, что разрушает здоровье. По общему учению святых отцов жизнь и здоровье даны нам Богом как дар. Сокращать жизнь пагубными привычками и нездоровым образом жизни есть серьезный грех. Курящий человек вредит своему здоровью и здоровью присутствующих.

Нет, наверно, ни одного порока и извращения, который не пытались бы оправдать. Попытки говорить о «положительных» сторонах курения выглядят жалкими по сравнении с данными, которыми располагает медицина.

В табаке содержится никотин (до 2%) – сильный яд. Сульфат никотина применяется для уничтожения вредителей с.-х. растений. При курении табака никотин всасывается в организм и вскоре проникает в мозг. Курит человек ежедневно в течение многих лет. Средний курильщик делает около 200 затяжек в день. Это составляет примерно 6000 в месяц, 72 000 в год и свыше 2 миллионов затяжек у 45-летнего курильщика, который начал курить в возрасте 15 лет. Такая затянувшаяся никотиновая атака приводит к тому, что яд со временем находит в организме слабое звено и вызывает тяжелую болезнь.

В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или около 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. В одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадают в кровь. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50-100 мг (2-3 капли).

В табачном дыме обнаружен целый ряд канцерогенов, вызывающих рак. Огромное количество в табаке и радиоактивных веществ. При выкуривании одной пачки сигарет в день человек получает дозу радиации, в 7 раз превышающую дозу, признанную предельно допустимой Международным соглашением по защите от радиации. Доказано, что радиация табачного происхождения является главной причиной возникновения раковых заболеваний.

Страсть является результатом сложения человеческой греховной воли и активности демонических сил, хотя и невидимой, но весьма реальной. Бесовские силы тщательно стараются скрыть свое соучастие в падении людей. Однако есть виды губительного порока, в которых особая роль диавола является очевидной.

Самую впечатляющую иллюстрацию дает история табакокурения. Испанец Роман Пано в 1496 г. после второго плавания Х.Колумба привез табачные семена из Америки в Испанию. Оттуда табак проникает в Португалию. Французский посол в Лиссабоне Жан Нико (от его фамилии получил название никотин) в 1560 г. преподнес табачные растения качестве лекарственного средства королеве Екатерине Медичи (1519 – 1589), страдавшей мигренями. Увлечение табаком быстро стало распространяться сначала в Париже, а потом во всей Франции. Затем началось победное шествие табака по всей Европе.

Все губительное для человека диавол стремиться навязать людям под личиной «полезного». Среди врачей 16 века многие считали табак лекарственным средством. Когда появились свидетельства вредоносных последствий курения, увлечение зашло настолько далеко, что остановить заразу уже не удалось.

Первое время курение преследовалось, и курильщиков жестоко наказывали. В Англии курильщиков водили по улицам с петлей на шее, а упорных даже казнили. Английский король Яков I в 1604 г. написал труд «О вреде табака», в котором писал: «Курение — отвратительный для зрения, омерзительный для обоняния, вредный для мозга и опасный для легких обычай». Римский папа Урбан VII отлучал от церкви верующих. Принимались и другие меры.

Однако каждый раз победителями оказывались курильщики, производители табака, торговцы им – все те, кто распространение губительного порока сделали своей профессией. Кнут, казни оказались бессильны перед этой губительной страстью, быстрое распространение которой сильно напоминает эпидемию (точнее пандемию).

Какая-то сила, превосходящая человеческую, делает людей рабами вреднейшей привычки, от которой подавляющее большинство не расстается до самой смерти.

В России курение появилось в начале 17 века в Смутное время. Его принесли поляки и литовцы. Царь Михаил Романов сурово преследовал любителей дьявольского зелья. В 1634 г. был издан указ, по которому курильщики получали шестьдесят палочных ударов по подошвам. Во второй раз отрезался нос. По Уложению 1649 г. царя Алексея Михайловича предусматривалось наказание тому, у кого был найден табак: бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда табак получил. Суровые меры предусматривались в отношении торгующих: резать носы и ссылать в дальние города. Ввоз в страну табака был запрещен. Усилия остановить оказались безрезультатны.

Царь Петр I был любителем курения. В 1697 году были сняты все запреты. Петр I предоставил англичанам монополию на торговлю табаком в России. Та стремительность, с какой этот губительный порок стал распространяться в народе, наводит на самые грустные мысли. Сейчас ежегодно в России производится около 250 миллиардов сигарет и еще 50 миллиардов штук привозится. Таким образом, страна потребляет 300 миллиардов.

Россия в настоящее время занимает первые место в мире по росту табакокурения. Значительная масса курящих – подростки. И еще одна безотрадная особенность нашей страны — феминизация курения. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России курит 70% мужчин и 30% женщин.

На женский организм курение действует особенно разрушительно. По материалам ежегодной конференции Радиологического общества Северной Америки, курящие женщины при прочих равных условиях (исследователи принимали во внимание возраст больных, стаж курения, вид используемых табачных изделий и другие факторы) заболевают раком легких примерно в два раза чаще, чем мужчины. Канадские врачи на основе статистических данных, собранных в Ванкувере и Квебеке, утверждают, что у женщин, которые начали курение в возрасте до 25 лет шансы возникновения злокачественной опухоли груди возрастают на 70%.

Специалистам в области социальной психологии хорошо известна сила воздействия на человека окружения. Сейчас значительную часть нашей городской среды составляют огромных размеров щиты, на которых рекламируется разрушительный для здоровья яд.

Хоть на секунду, хоть на одно мгновение задумываются ли люди причастные к массовому отравлению людей, что на Страшном Суде за все придется дать ответ?

Можно ли избавиться от курения? Можно. В Англии за последние 10-15 лет перестало курить около 10 млн. человек. Каждый день курить бросает почти 2000 человек!

Согласно общему учению святых отцов человек с помощью Божией может победить любую страсть. Великий старец Амвросий Оптинский дает советы в борьбе с недугом курения: «Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью.

— Раздражительность и тоска — это следствия болезненности души от табакокурения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь, и причаститесь Святых Таин, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет и опять читайте Евангелие. — Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы».

Почему же так мало людей расстается с «подарком диавола»? Потому, что большинство курильщиков не хочет оставить эту привычку. А те, кто желают этого и предпринимают шаги к этому, в действительности, не имеют внутренней решимости. Несмотря на порывистые усилия, люди неоднократно бросающие курить, в глубине души сроднились с этой страстью. Бог всегда готов помочь человеку в этом спасительном деле, но ждет от него подвига.

«Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и, таким образом, на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждой страстью, и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобой внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь. Помышление немощного рассудка немощною делает силу терпения; а твердый ум тому, кто следует помышлению его, сообщает даже и силу, какой не имеет природа» (преп. Исаак Сирин).

Источник: ne-kurim.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *